Сайт воспитателя д/с №3 "Ромашка"
Современные концепции обновления дошкольного образования в стране
Система образования —это совокупность преемственных образовательныхпрограмм и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих ихобразовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов; системы органов управления и подведомственных им учреждений и предприятий. В системе образования РФ большое значениепридается дошкольному образованию, котороеполучают воспитанники в сети дошкольных образовательных учреждений или подруководством родителей, являющихся первыми педагогами иобязанными заложить основыфизического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте. В помощь семье действует сеть дошкольныхобразовательных учреждений. Дошкольные образовательные учреждения — это тип образовательныхучреждений, реализующих образовательную программу дошкольного воспитания: ясли, ясли —детский сад (от 2 месяцев до 3 лет) идетский сад (от 3 до 6—7 лет); детский сад — начальная школа; комплексы детский сад —школа — колледж; детский сад — школа — ВУЗ. Возможны идругие сочетания. Сегодня каждому дошкольному учреждениюпредоставлена возможность стать, самостоятельным как в финансово — хозяйственной, так и в педагогической деятельности. Целостностьпедагогического процесса в дошкольном образовательном учрежденииобеспечивается реализацией той или иной программы. В условиях вариативностиобразования, закрепленной в «Законе об образовании» для дошкольныхучреждений, наряду с «Программойвоспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой (М.:Просвещение, 1985) разработан целыйряд отечественных программ нового поколения. Следует отметить, чтомногие программы разработаны серьезными учеными или большими научнымиколлективами, которые в течение многих летапробировали экспериментальные программы напрактике. Коллективами дошкольных учреждений в содружестве с квалифицированными методистами также создавались авторские программы. Все программы предусматриваютразные подходы к организации,педагогического процесса в детском саду. В связи с этим дошкольные образовательныеучреждения России, работавшие до 1989 года по единой программе,сегодня имеют широкий выбор разнообразных программ и новых педагогических технологий. В соответствии сост. 7 Закона Российской Федерации «Об образовании»в целях регуляции качества дошкольного образования как первой ступени системы непрерывного образования и сохранениеединого образовательного пространства на территории РФ перед Управлением дошкольного воспитания была поставлена задача организовать разработку и экспертизуфедеральных компонентовгосударственных требований (Государственных образовательныхстандартов) к дошкольному образованию. Стандартпсихолого-педагогических условий обучения и воспитания детей должен включать государственные требования к:
— программам дошкольного образования;
—
профессиональной компетентности педагога, основанной,
— организации предметной среды.
Введение стандартаобразования не предполагает подчинения воспитательно-образовательногопроцесса жесткому шаблону. Напротив, оно открывает широкиевозможности для грамотного и творческогоиспользования различных образовательных моделей и технологий, основойкоторых является стандарт. Реализациястандарта — это выполнение обязательств государства перед ребенком, семьей и обществом в целом, связанных собеспечением разного старта для всехдетей. Каждая программа нового поколения должна быть ориентирована настандарт дошкольного уровня образования.Комплексные и специализированные программыдля ДОУ должны соответствовать Закону РоссийскойФедерации «Обобразовании», Типовому положению о дошкольном образовательномучреждении. Программадолжна быть направлена на развитие способностейребенка, его любознательности, на формирование творчества детей и умений общаться со взрослыми и сверстниками. Все программы должны предусматривать формы организации
Любая программа должнасочетать в себе различные виды деятельности детей с учетом возрастныхвозможностей воспитанников и ориентироватьвоспитателей на реализацию индивидуальногоподхода к ребенку, на обеспечение оптимальной для ребенка нагрузки и охрану его здоровья. Анализреальной ситуации, сложившейся в настоящее время в дошкольных учреждениях, показывает, что педагоги-практики стремятся работать по новым воспитательно-образовательным программам, но испытывают при этом определенныетрудности. Во-первых, педагогу бываетсложно разобраться в многообразии существующих программ,во-вторых, не всегда можно приобрестинужную программу и методическое обеспечение к ней, очень сложно также за короткий срок изучить ту или инуюпрограмму, да и в детских садах не всегда созданы условия для внедрениянужной программы. Поэтому часто выбор программ происходит случайно, без учетаспецифики работы данного учреждения. Восновном практические работники используют «Программу воспитания иобучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой,дополняя работу новыми педагогическими технологиями и учитывая те недостатки, которые были выделены авторами«Концепции дошкольного воспитания»1. Какие же программымогут использовать в своей работе дошкольные учреждения? Перечень программ, прошедших экспертизу федерального уровня и рекомендованных Министерством образования РФ, год от
Дошкольноеобразовательное учреждение самостоятельно в выборепрограммы из комплекса вариативных программ, рекомендованных государственными органами управления образованием, внесении изменений в них, а также в разработке собственных (авторских) программ в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов.
2 февраля 2017 в 19:41
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.