Сайт воспитателя д/с №3 "Ромашка"

Современные концепции обновления дошкольного образования в стране


Система образования —это совокупность преемственных об­разовательныхпрограмм и государственных образовательных стан­дартов различного уровня и направленности; сети реализующих ихобразовательных учреждений различных организационно-пра­вовых форм, типов и видов; системы органов управления и под­ведомственных им учреждений и предприятий.

 В системе образования РФ большое значениепридается дош­кольному образованию, котороеполучают воспитанники в сети  дошкольных образовательных учреждений или подруководством  родителей, являющихся первыми педагогами иобязанными за­ложить основыфизического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте.

 В помощь семье действует сеть дошкольныхобразовательных  учреждений. Дошкольные образовательные учреждения — это тип  образовательныхучреждений, реализующих образовательную  программу дошкольного воспитания: ясли, ясли —детский сад (от 2 месяцев до 3 лет) идетский сад (от 3 до 6—7 лет); детский  сад — начальная школа; комплексы детский сад —школа —  колледж; детский сад — школа — ВУЗ. Возможны идругие сочетания.

 Сегодня каждому дошкольному учреждениюпредоставлена  возможность стать,  самостоятельным как в финансово — хозяйственной, так и в педагогической деятельности.

Целостностьпедагогического процесса в дошкольном образовательном учрежденииобеспечивается реализацией той или иной  программы. В условиях вариативностиобразования, закреплен­ной в «Законе об образовании» для дошкольныхучреждений,  наряду с «Программойвоспитания и обучения в детском саду»  под редакцией М.А. Васильевой (М.:Просвещение, 1985) разработан целыйряд отечественных программ нового поколения.

Следует отметить, чтомногие программы разработаны серьезными учеными или большими научнымиколлективами, которые в течение многих летапробировали экспериментальные программы напрактике. Коллективами дошкольных учреждений в содружестве с квалифицированными методистами также создавались авторские программы. Все программы предусматриваютразные  подходы к организации,педагогического процесса в детском саду.  В связи с этим дошкольные образовательныеучреждения России,  работавшие до 1989 года по единой программе,сегодня имеют широкий выбор разнообразных программ и новых педагогичес­ких технологий.

В соответствии сост. 7 Закона Российской Федерации «Об образовании»в целях регуляции качества дошкольного образо­вания как первой ступени системы непрерывного образования и сохранениеединого образовательного пространства на террито­рии РФ перед Управлением дошкольного воспитания была по­ставлена задача организовать разработку и экспертизуфедераль­ных компонентовгосударственных требований (Государственных образовательныхстандартов) к дошкольному образованию.

Стандартпсихолого-педагогических условий обучения и вос­питания детей должен включать государственные требования к:

—   программам дошкольного образования;

—   профессиональной компетентности педагога, основанной,
впервую очередь, на личностно-ориентированном взаимодействии его с ребенком;

—   организации предметной среды.

Введение стандартаобразования не предполагает подчинения воспитательно-образовательногопроцесса жесткому шаблону. Напротив, оно открывает широкиевозможности для грамотного и творческогоиспользования различных образовательных моде­лей и технологий, основойкоторых является стандарт. Реализа­циястандарта — это выполнение обязательств государства перед ребенком, семьей и обществом в целом, связанных собеспечени­ем разного старта для всехдетей. Каждая программа нового поколения должна быть ориентирована настандарт дошкольно­го уровня образования.Комплексные и специализированные программыдля ДОУ должны соответствовать Закону РоссийскойФедерации «Обобразовании», Типовому положению о дошколь­ном образовательномучреждении.

Программадолжна быть направлена на развитие способностейребенка, его любознательности, на формирование творчества детей и умений общаться со взрослыми и сверстниками.

Все программы должны предусматривать формы организации
детей в период пребывания в детскомсаду: занятия как специальноорганизованную форму обучения; нерегламентированные
виды деятельности детей; организациюсвободного  времени в
течение дня.                                                                                                                      

Любая программа должнасочетать в себе различные виды  деятельности детей с учетом возрастныхвозможностей воспитанников и ориентироватьвоспитателей на реализацию индивидуальногоподхода к ребенку, на обеспечение оптимальной для ребенка нагрузки и охрану его здоровья.

Анализреальной ситуации, сложившейся в настоящее время в дошкольных учреждениях, показывает, что педагоги-практики стремятся работать по новым воспитательно-образовательным программам, но испытывают при этом определенныетрудности. Во-первых, педагогу бываетсложно разобраться в многообразии существующих программ,во-вторых, не всегда можно приобре­стинужную программу и методическое обеспечение к ней, очень сложно также за короткий срок изучить ту или инуюпрограм­му, да и в детских садах не всегда созданы условия для внедре­ниянужной программы. Поэтому часто выбор программ проис­ходит случайно, без учетаспецифики работы данного учрежде­ния. Восновном практические работники используют «Програм­му воспитания иобучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой,дополняя работу новыми педагогическими техноло­гиями и учитывая те недостатки, которые были выделены авто­рами«Концепции дошкольного воспитания»1.

Какие же программымогут использовать в своей работе дош­кольные учреждения?

Перечень программ, прошедших экспертизу федерального уров­ня и рекомендованных Министерством образования РФ, год от
года дополняется. В 1999 году вышелкаталог-справочник «Дошкольное образование вРоссии», где представлен перечень программ,рекомендованных Министерством образования РФ, одобренных Федеральным экспертным советом по общему образованию и не получивших гриф, но представляющих значительный интерес для дошкольной педагогическойпрактики. Эти программыносят целостный комплексный характер или являются пар­циальными. Всего в перечне представленооколо 30 программ. Кромеперечня программ в каталоге представлены учебные и методические пособия, выпущенные запоследние десять лет, демонстрационныеи раздаточные материалы, аудио- и видео-         продукция,дидактические игровые, материалы и другое. Цель каталога — отразитьмногообразие учебной литературы по дошкольному образованию, помочь ориентироваться в ней и проводить отбор в соответствии с избраннымнаправлением образования  детей. 1 Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Ориентиры и требования кобновлению содержания, дошкольного образования. Методические рекомендации.
 М., 1991 г. 


Дошкольноеобразовательное учреждение самостоятельно в выборепрограммы из комплекса вариативных программ, ре­комендованных государственными органами управления обра­зованием, внесении изменений в них, а также в разработке собственных (авторских) программ в соответствии с требова­ниями Государственных образовательных стандартов.

 

2 февраля 2017 в 19:41

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.