Сайт воспитателя д/с №3 "Ромашка"

Программа воспитания и обучения как отражение и конкретизация ведущей концепции развития дошкольного образования (история создания первой программы)


Анализируясовременное состояние организации педагогичес­кого процесса и нормативно-программное обеспечение дошколь­ных учреждений, целесообразно сделать небольшой экскурсв ис­торию.

В 1919 годуНаркомпрос РСФСР издает «Инструкцию по ве­дениюочага и детского сада» — первый документ, в котором конкретизированы применительно к дошкольному воспитанию основные принципы «Положения о единой трудовой школе»,за­ложены основы организации жизни и работыдошкольных уч­реждений как одного из важнейших фактороввоспитания детей, раскрепощения женщины ивовлечения ее во все сферы социали­стическогостроительства. На III (1924) и на IV (1928) съездах по дошкольномувоспитанию вопрос о программе для детского садаи принципах ее построения был выделен специальным раз­делом. В 1928 году был создан проект программы,который обсуждался исследователями вобласти педагогики и психологии, атакже всеми педагогами-практиками. В 1929 году выходит методическое письмо Наркомпроса «О связидошкольных учреж­дений со школой и опланировании работы». После этого поста­новления начинается работа над созданием «Программы для дошкольных учреждений». В 1932 году такаяпрограмма выхо­дит, она была как руководство при планированииучебно-воспи­тательного процесса. Материалпрограммы распределялся по видам деятельности и по организующиммоментам. Объем уме­ний и навыков по каждомуразделу деятельности был невелик.  В 1934 году была издана «Программа ивнутренний распорядок  детского сада».Она отличалась от предыдущей программы по формерасположения материала и была гораздо проще и удобнее по структуре. В1945 году было разработано руководство для  воспитателей. В 1948 году руководство былопереиздано с небольшими изменениями. 

Первым документом, обязательным для выполнения, было новое «Руководстводля воспитателя детского сада», изданное в 1953 году и переизданное в 1954году.

 Успехи в развитии дошкольной педагогики,детской психоло­гии и различных методикпривели к созданию более довершен­ногодокумента для практики дошкольного воспитания. В 1962году была утверждена ирекомендована киспользованию Мини­стерством просвещения РСФСР«Программа воспитания в детс­ком саду» как основнойгосударственный документ для дошколь­ныхработников. С 1962 по 1989годпрограмма переиздавалась 9 раз. Над программой работали ведущиенаучно-исследовательские институтыдошкольного воспитания АПН СССР и ведущие кафедры дошкольной педагогики.            

В 1978 были, внесены очередные изменения, и программа получиланазвание Типовой. (Программа была разработана институтом дошкольного воспитания, академией пед. наук СССР, Управлением по дошкольному воспитанию,Министерством просвещения РСФСР ицентральным дошкольным методическим кабинетом). В последующие годы программанесколько разпереиздавалась снекоторымиуточнениями, но принцип ее построения оставалсяпрежним.                                                                                                            

Созданиеновой «Типовой программы воспитания и обучения в детском саду» (1984 г. под ред. Р.А.Курбатовойи Н.Н. Поддьякова)  было обусловлено социальным развитиемобщества,
достижениями педагогической науки,требованиям «Основных направленийреформы общеобразовательной и профессиональной          
школы. Программа разрабатывалась НИИдошкольного воспи­тания АПН СССР,Министерством просвещения СССР и управ­лениемпо дошкольному воспитанию. В подготовке этой програм­мы принимали участие Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина,Р.И. Жу­ковская, В.А. Запорожец, Т.С.Комарова, Т.М. Маркова, В.Г.
Нечаева, Л.А. Пиньевская, Н.П.Сакулина, Ф.А. Сохин и дру­гиеисследователи в области дошкольного воспитания.

Наоснове «Типовой программы воспитания и обучения в детском саду». (1984 г.) Сталиразрабатываться программы в союзных республиках.В РСФСР в 1985 году выходит «Програм­мавоспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васи­льевой. Она предусматривала физическое, умственное,нравствен­ное, трудовое иэстетическое воспитание и развитие дошкольни­ков в соответствии с их возрастными и индивидуальными психо­физиологическими особенностями и подготовке их кобучению в школе. В 1987 году программабыла доработана и вышло ее второе издание.

2 февраля 2017 в 19:43

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.