В1989 году Государственным комитетом по народному образованию СССР — центральным государственным органом,направляющим и регламентирующим работу всех учрежденийобразования в то время, — была утвержденановая Концепция дошкольного воспитания (авторы В.В. Давыдов, В.А.Петровский и
др.). Появление «Концепции дошкольного воспитания» положило начало активному обсуждению теоретических ипрактических
вопросов дошкольного воспитания и образования. В 1991 году
постановлением Совмина РСФСР утверждено«Временное положение о дошкольном учреждении». В нем частичноотмечалось,
что единая программа неизбежно приводила кединообразию форм,
содержания и методов педагогическогопроцесса без учета индивидуальныхособенностей детей. В Положении говорилось о том,
что отменяется порядок действияпрограммы как обязательного
единого документа. Положение дало возможность дошкольному
учреждению выбирать программу из имеющихся, вносить в нее
собственные дополнения, создавать авторскиепрограммы, использоватьразнообразные формы работы. В Методических рекомендациях, подготовленных Н.Я. Михайленко и Н.А.Коротковой (1993), был дан анализсостояния дошкольного воспитания в периодначавшихся изменений. Авторы отмечали, что данная программа не отвечает в полной мере требованиямобучения и воспитаниянового поколения. Она излишне идеологизирована,
включает направления деятельностии темы для изучения, не
доступные жизненномуопыту ребенка и его возрастным возможностям,также не учитывает региональных особенностей, имеющих важное значение дляформирования личности ребенка и т.д.
В связи спринятием закона РФ«Об образовании» (1991 г.)
и ориентацией дошкольныхобразовательных учреждений на Стандартдошкольного уровня образования целый ряд научных коллективов и авторов разработали новые вариантыпрограммы по
дошкольному образованию.
Позднее,в 1995 г.,постановлением Правительства РФ было утверждено«Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении». В нем закрепилось право, что дошкольное учреждениесамостоятельно в выборе программы из, комплекса вариативных программ,рекомендованных государственными органами управленияобразованием, внесении изменений в них, а также в разработке собственных (авторских) программ всоответствии с требованиямиГосударственного образовательного стандарта.